const: (мысль)
[personal profile] const
Итак, продолжим.

День четвёртый.

День выдался неторопливый и размеренный. Утром позавтракали в кафе рядом с домом, заглянули в соседнюю кулинарию на предмет пирожков для бабушки в дорогу. В Кулинарии узнали про местный сыр со знакомым нашему уху названием курут. «Ага!» — сказали мы. — «Мы-ж из Башкирии, у нас есть аналогичный корот, только он не цельным куском, а крупинками». Подробности и «эти маленькие отличия» про него узнали позднее, в соответствующий день опишу.

И поехали мы далее. Теперь наша дорога пролегала исключительно вдоль реки Катунь, иногда от неё немного уходя в сторону. Дорога была сильно загружена: ещё бы утро субботы, народ рванул по дачам, шашлыкам и матрасам. С некоторого момента между рекой и дорогой практически сплошняком встали базы отдыха, турбазы и прочие подобные злачные места. Продолжались они вплоть до посёлка Усть-Сема. В этот посёлок нам пришлось заехать, там располагалась последняя на нашем пути заправка Роснефти. Отстояли большую очередь, залили полный бак 95-го, и поехали дальше.

Дальше мы переехали мост через Катунь и остановились пофотографировать. На панораме ниже вид с середины моста «назад», на северо-запад.

Когда я обернулся по окончании приступа фотографирования, выяснилось, что возле нас материализовался ещё один персонаж. [livejournal.com profile] treasure2011 в своём описании этого дня и последующем обсуждении высказала предположение, что появился он из-под моста, как тролль. Это был совершенно явный, пробы негде ставить, автостопщик. И как-то автоматически сложилась идея взять его с собой.

Как выяснилось, если буквально пару минут поиграть в тетрис в багажнике и на заднем сиденьи и в его ногах, то, несмотря на их заполненность под крышку, всегда можно освободить место для ещё одного автостопщика с рюкзаком и палаткой. Классика «любую программу всегда можно сократить ещё на одну строку» в действии.

И продолжился невероятно длинный и насыщенный день, когда мы то ехали, раскрыв рот и любуясь окрестными горами, то останавливались на фотосессию. Причём останавливались очень часто, буквально каждые 10–15–20 минут.

Особо следует отметить, что после Усть-Семы резко сократилось количество «злачных» мест и машин. А ехать по почти пустому Чуйскому тракту очень приятно. Тем более, что качество дороги весьма достойное почти на всём его протяжении.

Первое серьёзное испытание для Бегемота выпало на Семинском перевале. Формально это самый высокий перевал на Чуйском тракте. И это так, с точки зрения подъёма, который начинается с высоты метров в 600 над уровнем моря, поднимается до 1700, а потом дорога спускается примерно до 800 метров. Однако сам подъём относительно пологий и длинный, да и высота для Чуйского тракта не такая заоблачная: ближе к границе с Монголией дорога постепенно поднимается на плоскогорье, которое расположено как раз на высотах 1700–2000 метров над уровнем моря.

С самого перевала видно немного, несмотря на высоту.

Спустились с Семинского и дорога продолжилась к следующему перевалу через красивые долины. Круговая панорама одной из долин прилагается. По центру — дорога вперёд.

Второй и последний из серьёзных перевалов на Чуйском тракте — Чике-Таман. С одной стороны, он заметно ниже Семинского: 1300 метров. С другой — это нормальный перевал с крутыми подъёмом и спуском, серпантинами, узкой дорогой над крутым склоном и прочими красотами горной дороги. Подъём перед перевалом начинается примерно с 750 метров, а спуск заканчивается на семистах. И они заметно круче.

На Чике-Тамане можно выделить две точки. Это замечательное место метров за триста до верхней точки, где можно остановиться, и забраться повыше с фотоаппаратом. На панораме по центру видна торгово-смотровая площадка в верхней точке перевала, а справа — один из изгибов серпантина, после которого шёл особо крутой подъём.

Серпантин чуть подробнее:

И вид в другую сторону, на дорогу.

На вершинах обоих перевалов идёт активная торговля сувенирами и перекусами. Потому снимать там можно только отойдя сильно в сторону, в том числе и от замусоренной, к сожалению, территории. Но вид, конечно, впечатляет.

После спуска с перевала Чике-Таман опять начались горные долины.

Окружающие долины горы постепенно становятся выше.

Когда останавливаешься и выходишь из машины, слышен совершенно громогласный стрёкот цикад. Если сходишь с дороги в поле, то с каждым шагом в стороны разлетаются буквально десятки вот таких животинок:

Вышли посмотреть на впадение Чуи в Катунь. Место, где мы распрощаемся с бирюзовой Катунью и поедем вдоль мутной и серой Чуи. Мутный грязный поток слева — это Чуя впадает в Катунь. Две реки в одних горах, но какой разный состав! Катунь, с явно большим содержанием растворённого известняка и Чуя, просто несущая мелкую взвесь этого же известняка. Голубоватый раствор и гряно-серая взвесь песка.

Вот такие вот песчаные скалы и подкармливают Чую.

К вечеру мы добрались до точки, в которой многочисленные петроглифы Алтая находятся рядом с дорогой, и где проводятся экскурсии.

Про сами петроглифы, замечательного экскурсовода и разные привходящие инсинуации расписано у ЕН. Я просто приведу несколько кадров.

После экскурсии поняли, что пора останавливаться. Тем более, что экскурсия к наскальным рисункам была последней запланированной точкой у нашего попутчика. Мы спустились к Чуе совсем неподалёку и встали лагерем.

Ночью высыпали звёзды.

Маршрутные итоги длинного и чрезвычайно насыщенного дня: 283 км со средней скоростью 56 км/ч за пять часов непосредственно езды. Неторопливая езда очень плодотворно отражается на экономичности. Средний расход за день по компьютеру 6,9 л/100 км, а в замеченном минимуме — 6,6. Расход действительно получился фантастически низкий, потому что глядя на расчётный остаток топлива я на добрую сотню километров промахнулся в меньшую сторону при оценке пройденного расстояния.

(no subject)

Date: 2015-08-07 02:12 am (UTC)
From: [identity profile] lobarg.livejournal.com
Отлично) Жду продолжения)

(no subject)

Date: 2015-08-07 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] banzaj-2.livejournal.com
Да, красиво там.
Мож туды перебраться на пмж... :-)

(no subject)

Date: 2015-08-08 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__const__/
Не уверен, что там нужны сисадмины на все руки…
Более того, я так и не понял, чем там живёт народ. Ну, кроме зарабатывания на туристах.

(no subject)

Date: 2015-08-09 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] heilnull.livejournal.com
Круговые панорамы слегка взрывают мозг.
Место слияния рек вкусное

(no subject)

Date: 2015-08-10 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__const__/
Ну, назначение круговых панорам в том числе — взрывать мозг…
На самом деле, надо разворачивать на высоту экрана и горизонтально скроллить, чтоб не рисковать ;)

Место, может и вкусное, но снимать его стоит в другое время суток.