const: (мысль)
[personal profile] const
Утро дня пятого. Встал, разогнал чаю и чуток побегал по окрестностям с фотоаппаратом.

День пятый.

Позавтракали мы, собрались, попрощались с автостопщиком Ильёй и поехали. Дорога предстояла небольшая, но по дороге было отмечено несколько точек «маст вью».

Первое такое место находится сразу над памятником Кольке Снегирёву, герою довольно странной, как на мой вкус, песни. В качестве памятника установлены две машины — АМО и, почему-то, Виллис, хотя в песне второй машиной упоминается Форд. Проезжий народ вьётся вокруг машин и на машинах, фотографируется и селфится, не замечая окрестных интересностей. А их там есть.

Например, за оградкой памятника нам попозировал замечательно фотогеничный суслик. Он переходил от одной ромашки к другой, брал цветочек, нюхал его, прижимал к себе, и отправлялся дальше.

Сусликов, кстати, в долине Чуи несметное число. Они нагло и бесстрашно перебегают дорогу и, закономерно, в больших количествах гибнут под колёсами.

Другая интересность рядом с памятником — хорошо сохранившийся участок старого чуйского тракта. К нему уходит вполне нахоженная и даже наезженная колея. Этот участок расположен метров на тридцать–пятьдесят выше современной магистрали.

Это узенькая дорога, отгороженная от обрыва небольшой оградкой свободной каменной кладки, сделанной руками заключённых.

Мы прошли немного вдоль старой дороги, но так и не поняли, где заканчивается этот участок старины.

Здесь же, прямо на каменной кладке, нам попозировало ещё одно мелкое, но гордое существо.

Следующей точкой обязательной остановки был назначен водопад Ширлак. Небольшой ручей, стекающий вниз с заметной высоты.

На стоянке возле водопада нами была замечена большая и красивая белая Toyota Tundra. Запомнился момент, когда в её крытом грузовом отсеке стоял человек, правда, не совсем в полный рост. Об этой Тундре ещё немного будет сказано в истории про завтра.

Дальше предстояло полюбоваться ещё одним водопадом, не нельзя же не остановиться по дороге: горы всё выше…

…и на каждую из них мы смотрим впервые.

Справа от машины склон резко уходит вниз, к Чуе.

Следующий водопад — на реке Боки. Ну как, на реке… в тех краях многие реки сезонные, мы многократно проезжали по мостам через сухие русла, но с информационным знаком типа «р. Черная». Боки и водопаду на ней в этом смысле повезло больше: мы увидели вполне полноводный ручей с красивым каскадом.

Очередная точка на «посмотреть» называлась Красные ворота и для того, чтобы её увидеть, надо было съехать с Чуйского тракта в сторону. В селе Акташ мы свернули с тракта, проехали село и выехали на подъём дороги в сторону Улагана. Асфальт быстро кончился и дальше мы поехали по не очень хорошей гравийке, сопровождающейся крутым подъёмом: более 10% на протяжении более шести километров.

Мы доехали до Мёртвого озера, там развернулись и вернулись к Красным воротам.

Далее обратно спустились к Акташу и верулись на дорогу к Кураю и искомому Актру.

Не успели выехать из Акташа, как после очередного поворота в расселине между двумя лесистыми склонами увидели Горы!

Вот они, трёх-четырёхтысячники, с шапкой снега на вершине. Это не лесистые склоны, пусть даже и немного повыше, чем хорошо знакомые уральские. Это тот вид, ради которого затевалось всё путешествие. Теперь можно было спокойно развернуться и катить домой.

Под знаком этого горноо зрелища мы свернули к последней из запланированных для «посмотреть» точек — заброшенной акташской ГЭС.

Наверное, хорошо, что сумели обойтись без неё. Не думаю, что искусственный водоём на переднем плане этой панорамы был бы в тему.

Мы снова выехали на Чуйский тракт, проехали небольшой перевал, спустились к селу Курай и, проехав его, направились к лагерю «Перевалка», откуда можно уже подняться непосредственно к ледникам и вершинам Актру и тамошнему альплагерю.

В самом Курае мы заглянули в дом, на котором было написано про осуществление заброски в альплагерь. Тамошний хозяин нам объяснил, что сам он занимается заброской непосредственно из Курая, а если охота доехать до Перевалки, то оттуда возят другие люди и договариваться надо с ними. Он критично посмотрел на Бегемота и сказал, что доедет. После чего указал на стоящую у забора Газель с Фордом Фокусом на спине и добавил: «А он не доехал». С таким напутствием мы продолжили путь.

Переехали по мосту сухое русло реки Курайка, проехали село Кызыл-Таш (ну до чего знакомые названия, а?!) и по одному из прямых просёлков направились к мосту через Чую. Выбор просёлка в тех местах делается «на глаз», по принципу «главное, чтоб дорога получше и направление примерно куда надо». Как показывает опыт, у узловых точек все «однонаправленные» просёлки снова сходятся.

Переехали мост и, выдерживая примерное направление по навигатору направились к броду через речку Тюте. По ходу проехали место под названием Гигантская рябь течения. Место захватывающе выглядит на космоснимках, но на местности об этой циклопической ряби, оставленной ледником, можно лишь догадываться, потому что дорога лежит то вверх, то вниз.

Следующая узловая точка, возле которой дороги сходятся — брод через реку Тюте. Перед бродом мы нагнали три машины: крузак, трейлблейзер и девятку (!). Девятку как раз цепляли для перетаскивания через брод, Крузер поехал вперёд, а я за ним.

На последнем участке брода я чуть не лишился переднего номера. Позднее обнаружилось, что рамка надорвалась, но, спасибо дилеру, была сделана из очень прочного гибкого пластика: номер трясся, но оторвать его было невозможно, пришлось откручивать.

И вновь дорога через холмистую степь ко всё приближающимся горам:

И вот остался последний километр (1,1 км по навигатору) до Перевалки. вот тут-то и была допущена Самая Главная Ошибка за день. Этот километр пролегал по лесу и дорога начиналась очень каменистая. И как-то эта каменистость меня смутила, тем более, что те три машины, что мы обогнали после брода, свернули на другую дорогу. Как потом выяснилось, они ехали не на Перевалку а на свою любимую полянку, но мы поехали за ними. Это была тоже дорога на Перевалку. Вот только была она в паре мест сильно хуже той, по которой мы не поехали.

Первое место заключалось в паре камней, на которые надо было резко «запрыгнуть», и сразу же взять сильно правее, чтобы не повиснуть на брюхе. Тут сказались мои «пузотёрные» привычки. При попытке заехать на камни я просто глох. На этом месте мне помогли вовремя найденные ребята с крузака и блейзера. Один из них сделал правильную подсказку «газу сильнее!», «три тысячи, четыре тысячи оборотов!». Задним умом возникает вопрос: а почему я сам об этом не подумал? Теперь легко заскочил на камни и поехал дальше.

Следующее испытание: крутой спуск буквально в двух сотнях метров от финиша. Спуск грозный не столько углом, сколько конфигурацией: на правой колее большой камень, а параллельно ему левая колея уходит в глубокую яму, сразу же левая колея вспучивается камнем, а правая ухает вниз, и снова правая колея вспучена, левая в яме… Не более пяти-семи метров, но четыре таких «шахматных» препятствия сделали спуск удивительным.

Стоящий наверху народ отметил, что над ямками заднее колесо Бегемота вывешивалось на добрый метр над дорогой, так что сверху казалось, что машина сейчас вот прямо покатиться кубарем. Однако в кабине было всё гораздо спокойнее, тем более что хорошо помогли два лоцмана.

Какой однако насыщенный день был!

По первоначальному плану хотелось на Перевалке взять рюкзаки, палатку и доехать на Уазике до альплагеря. Там заночевать, а с утра пойти по окрестностям. Но «последняя миля» подкосила душевные силы штурмана. Поэтому встали лагерем, договорившись утром заброситься, но уже налегке.

На сон грядущий я немного прошёлся по окрестностям и сделал вечернюю панораму.

(no subject)

Date: 2015-08-08 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] banzaj-2.livejournal.com
Ну во, сразу видно обзавелся более-менее полным приводом :-)
Помню меня мой штурман чуть на котлеты не пустила, после того как заехав в лужу, машина ухнула в яму чуть не на метр.
Водой капот захлестнуло, благо без последствий. И это в центре города.

(no subject)

Date: 2015-08-09 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__const__/
«Вода капот» у меня получилась, когда обратно брод переезжал. Номер-то снят был ;) Но видео сохранить не догадался…

(no subject)

Date: 2015-08-09 04:42 am (UTC)
From: [identity profile] lobarg.livejournal.com
Фотка после брода зачетная.

(no subject)

Date: 2015-08-09 03:16 pm (UTC)
Только одна?
Вот как чувствовал, что в этой поездке мне кадры совсем не удались.

(no subject)

Date: 2015-08-09 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] banzaj-2.livejournal.com
Ни пириживай, фотки все хорошия.

(no subject)

Date: 2015-08-09 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__const__/
Ну что могу сказать, штурман меня получше знает ;)

(no subject)

Date: 2015-08-09 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] treasure2011.livejournal.com
Хорош кокетничать.

(no subject)

Date: 2015-08-10 03:04 am (UTC)
From: [identity profile] lobarg.livejournal.com
С сусликом и птичкой отличные. Протсо выделил ту, которая мне понравилась больше. Просто я бывал в этих местах, может поэтому..))) Приелось)

(no subject)

Date: 2015-08-10 09:50 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__const__/
Ну, насчёт «приелось» для таких мест — не верится.
Есть у меня такое место, куда раньше поматрасить выбирался до нескольких раз в год. Сейчас, правда, реже. Так я там скалу каждый раз с удовольствием снимаю: коллекция при разном свете, погоде, временах года изумительная получилась.

(no subject)

Date: 2015-08-10 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__const__/
Ну да, это Караташ возле Айгира.

(no subject)

Date: 2015-08-10 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] lobarg.livejournal.com
Ну вот там, где снег наверху норм) Просто я в прошлом году был на Алтае)

(no subject)

Date: 2015-08-09 06:13 pm (UTC)
From: [identity profile] heilnull.livejournal.com
На такой шахматке можно что угодно засадить, если жестких блокировок нет.

Последние фото Монголию напомнили.

(no subject)

Date: 2015-08-10 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__const__/
В этом смысле на Спортаже хорошо продумано: при диагоналке ABS подключает и нагруженное колесо.

Ну, так это практически Монголия и есть. До границы сто километров.

(no subject)

Date: 2015-08-10 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] heilnull.livejournal.com
Тут главное на рычагах не повиснуть, т.к. тогда уже АБС не поможет. Арсенал ваш понадобился хоть раз или нормально сами проезжали?

Про Монголию - точно, мне это напомнило Хотон-Нуур, а он там как раз.

(no subject)

Date: 2015-08-10 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__const__/
Про арсенал задумались только один раз: когда не получалось на камень заскочить в лесу и глох. Но там я сообразил, что делаю что-то не так и запросил совета, благо, нашлось у кого.